Из книги «О человеке в каменном веке»
Однажды археолог-любитель дон Марселино де Саутуола исследовал пещеру неподалеку от своей летней виллы. С ним была его 9-летняя дочь. Пока отец раскапывал пол пещеры в поисках древностей, Мария подняла голову и увидела на потолке красочные рисунки.
Это было в 1879 году. Дон Марселино был одним из первых, кто столкнулся с творчеством древних людей. Он был поражен совершенством линий, бесподобной экспрессией, удивительно точной передачей движения. Тем не менее Саутуола сразу поверил, что эти картины созданы первобытным художником. И объявил об этом всему миру – напечатал брошюру с описанием своего открытия. Но его назвали фальсификатором. Вспомнили, что у него недавно гостил художник: это, дескать, его работа - уж очень краски яркие.
Саутуола умер в 1888 году, а через 14 лет самый ярый его противник - видный палеоисторик Эмиль Картальяк опубликовал статью «Моя вина», в которой признал свою ошибку. К тому времени замечательные «картинные галереи» первобытной живописи были найдены не только в Испании, но и во Франции (пещеры Шабо, Ла-Мут, Марсула, Пер-нон-Пер, Фон-де-Гом и другие). Подталкиваемый лавиной фактов, французский палеонтолог Арле еще раз побывал в пещере Альтамира. Он подтвердил подлинность рисунков, найденных Саутуолой.
Что же побудило древних охотников изображать животных – стараться точно передавать их анатомию, пластику движения? Хотелось бы ответить: неистребимая тяга к творчеству. Но, скорее всего, это не так. Живя часто впроголодь, человек понимал, насколько его жизнь зависит от удачи на охоте. Поэтому верил, что если изобразит животное очень похоже, тем самым призовет его дух и встретит этого зверя на охотничьей тропе. Выбоины на рисунках говорят о том, что в них метали копья. Животных рисовали также раненными стрелой, дротиком, копьем, мамонтов - попавшимися в ловчие ямы. Люди верили, что на охоте копье будет столь же метким. Охотник молил дух животного накормить его род, он просил у дичи прощения за то, что она приносит себя в жертву во имя жизни людей.
Рисунки обычно расположены в глубине пещер, очень далеко от входа, где царят вечная темнота и сырость. Чтобы попасть к месту, где расположена «картинная галерея», иногда приходится пробираться ползком через узкие щели, спускаться в колодцы, переплывать подземные реки и озера. Постоянно жить в этих местах было просто невозможно. Скорее всего, пещеры с рисунками - не жилища, а первобытные храмы…
из книги «О человеке в каменном веке»
© Галина Межевикина. Любая часть этой стораницы не можт быть опубликована любым способом без письменного разрешения владельца копирайта.